ru uk en


Поиск


Главная » Ужгород
12:29
Ужгород

Ужгород (укр. У́жгород, венг. Ungvár) — город на западе Украиныадминистративный центр Закарпатской области.

Сообщение Ал-Идриси с 1154 г. является древнейшим письменным источником, в котором упоминается Ужгород. Как свидетельствуют исторические документы, город со времени своего первого упоминания фактически до концаПервой мировой войны имел только одно название: Унгвар (видоизменения Гункбар, Гугвар, Онгвар). Само слово состоит из двух частей: «Унг» и «вар». Что касается второй из них, здесь ученые единодушны, так как слово «вар» в венгерском языке означает «укрепление, крепость, замок» (в венгерский язык оно попало из иранского). И большие дискуссии вызывает этимология слова «Унг». В 1860 г. один из первых историков города Карой Мийсарош (1821—1890) утверждал, что «Унг» якобы означает «быстрый». Между тем для определения указанного понятия в славянских языках употребляются совершенно другие слова. Один из исследователей Эде Маукс, опираясь на то, что среди кочующих тюркских народов вожди племен назывались «онг», и поскольку, согласно историческим трудам венгерского автора Анонима (нач XIII в.), Арпад — один из вождей древних угров в конце IX в. — начале X в. — захватил Ужгород, то и крепость (город) получила название «Онгвар» («Унгвар»). Однако, как выяснилось, Арпад имел титул «юли» или «Дюлы» (из чего позже возникло собственное имя Дюла), а не «онг». Не подтверждается и предположение Пал Ясои, что это название происходит от имени посла восточно-римского императора ФеодосияОнегеса, направленного к королю гуннов Аттиле (V в.). Иван Раковский считал, что название Унгвар более славянское, чем Ужгород, и происходит от таких слов, как Уг (Унг), означающее Юг (река Унг (Уг по-словацки), сегодняшний Уж, течет на юг) и слова «тваръ» (творить, твердыня, крепость), из которого выпала буква «т» и оно получило форму вар. В первой половине XIX в. выдающийся славист Павел Шафарик (1795—1861) искусственно из названия Унгвар образовал название Угвар. С этого последнего позже была сделана калька «Оуггородъ». Параллельно с этим преподаватель Ужгородской духовной семинарии Андрей Балудянский (1807—1853) создал форму «Унгоград», переведя венгерское слово «вар» (замок, укрепления) на славянское «град», однако ни одно название не прижилось. В середине XIX в., наконец, появляется и название Ужгород. Возникло оно под влиянием подъема национальных движений русинского населения края, особенно во времена венгерской революции 1848—1849 гг. Кому принадлежит авторство в сотворении этого названия, пока неизвестно, однако существуют представления, каким образом оно образовано. Вместо элемента «Унг» употреблено слово «Уж», а венгерское «вар» («замок, крепость») переведен (кстати — ложно) словом «город». Новое название города — «Ужгород» — в то время не прижилось. Им спорадически пользовались до конца 1860-х гг. лишь немногие из представителей местной интеллигенции (например, Александр Духнович). Население же края, как писал в 1869 г. И. Раковский, "в недоумініи обращается ко священикамъ съ вопросом: что это за місто «Ужгородъ, где оно?». Не удивительно, что и это название не прижилось. О нём вспомнили только после Первой мировой войны, когда Закарпатье отошло к Чехословакии и новая власть решила славянизировать названия городов и сел края. С того времени, за исключением короткого периода (1938—1944), когда Закарпатье входило в состав хортистской Венгрии, официально употребляется название Ужгород

 

Ужгород — поистине «Окно в Европу»: он по праву считается одним из важнейших украинских и европейских исторических центров, известных далеко за пределами Старого Света. На протяжении своей более чем тысячелетней истории Ужгород не раз переходил из рук в руки, меняя своих правителей и «хозяев». Особенно сказалось на архитектурном облике города почти шестисотлетнее присутствие венгров — многие улицы и улочки Ужгорода очень похожи на жилые кварталы венгерского Дебрецена или Будапешта: живописные домики в два-три этажа, сохранившие на своих стенах орнаментику средневековья.

В этом старинном европейском городе находится липовая аллея, длиннее которой нет в Европе, а также великолепные средневековые замки и соборы, и многие другие достопримечательности.

Первый камень поселения был заложен больше тысячелетия назад — на вулканической горе: тогда начинали строительство крепостного замка. Постепенно этот замок разросся вширь и превратился в живописный город, утопающий в зелени бесчисленных садов и чарующей красоте строений.

Ужгород — один из древнейших городов. Восточнославянское племя белых хорватов основало свои первые поселения в районе Ужгорода до IX века, когда Ужгород (Унгвар) превратился в защищённую раннефеодальную крепость. В 903 году во главе сАрпадом венгрыкавары и ушедшие с ними в рамках «крепчайшего союза» между Русью и венграми[2] русы перешли Карпаты, и, разбив в бою на территории современной Словакии войска полулегендарного князя Ужгорода Лаборца, овладели городом. Существует даже теория о том, что само название «Венгрия» (Hungary) происходит от венгерского названия Ужгорода — Унгвар.

Находившийся под влиянием Венгерского королевства (см.: Унг), город продолжал расширять свои границы, пока в 1241 годумонголы Батыя не сожгли город. В начале XIV века Ужгород во главе с Або Амадеем и Петром Петуни оказывал длительное сопротивление новому венгерскому королю Карлу Роберту из Анжуйского дома. В 1318 году началось 360-летнее правление в Ужгороде Другетов, венгерских феодалов итало-французского происхождения. Филипп Другет соорудил новый замок, который сохранился до наших дней. С 1430 года Ужгород, получив ряд привилегий от короны, стал именоваться «Привилегированный город Ужгород».

В XVIXVII веках Ужгород, ставший после битвы при Мохаче крайним восточным форпостом Габсбургской Австрии на границе сТрансильванией, быстро развивался в экономическом плане, но, вместе с тем, стал ареной противостояния православия,католицизма и протестантизма. В результате, в 1646 году была провозглашена Ужгородская уния, давшая началогрекокатолицизму в Закарпатье. В 1707 году город стал резиденцией Фереца II Ракоци, предводителя национально-освободительной войны венгерского народа. Именно в Ужгородском замке он вёл переговоры с послами Петра Великого иЛюдовика XIV. Революционные традиции сохранялись в Ужгороде и в XIX веке — 27 марта 1848 года жители города поддержаливенгерскую революцию. В это время также развивалась инфраструктура: появились фабрики (в первую очередь, предприятия по деревообработке), в 1872 году была открыта железная дорога «Ужгород-Чоп».

Первая мировая война негативно повлияла на экономику города, поэтому в 20-х годах даже появлялись инициативы перенести административный центр в Мукачево.

Согласно решениям Первого Венского арбитража, в 1938 году Ужгород перешёл кхортистской Венгрии, которая отменила либеральные и демократические начинания Чехословакии и ввела во время Второй мировой войны жёсткий режим военного времени. В конце 1944 года, по мере приближения Красной Армии к очагам Словацкого национального восстания, перед Четвёртым Украинским фронтом встал вопрос захвата Закарпатья. 27 октября 1944 две советские танковые колонны, наступавшие со стороны Мукачева и Ужоцкого перевала, захватили город. Оккупация Закарпатья Советским Союзом принесло определённые изменения в жизнь Ужгорода. Сооружались новые постройки и реконструировались старые здания, в 1945 году был открыт Ужгородский государственный (ныне — национальный) университет. По соглашению с Чехословакией от 29 июня 1945 Закарпатье вошла в состав Украинской ССР и СССР. Соглашение сопровождалось волной репрессий по отношению к местному населению (ссылками и заключениям в лагеря). С января 1946 года — центр новообразованной Закарпатской области.10 сентября 1919 по условиям Сен-Жерменского мирного договораЗакарпатье с Ужгородом в качестве административного центра передавалась Чехословацкой республике. Планировалось сделать Ужгород центром автономной Подкарпатской Руси, поэтому чехословацкое правительство проводило активное строительство, превратившее город в пример современной архитектуры, и поощряло экономическое развитие города.

Сейчас Ужгород — развитой культурный и промышленный центр, с университетами и институтами, с множеством музеев и Ботаническим садом, церквями и средневековыми соборами. Но основным предметом гордости местных жителей был и остается древний замок в исторической части города.

Город расположен в 785 км от Киева на высоте примерно 120 м в предгорьях Карпат на реке Уж. Территория города составляет около 40 км². Протяжённость города с севера на юг — 12 км, с востока на запад — 5 км. Наивысшая точка Ужгорода — гора Великая Дайбовецка — 224 м. Площадь зелёных массивов и насаждений составляет 1574 га, кроме того, Ужгород со всех сторон окружён лесами. Речка Уж пересекает город, значительную часть площади города составляет Правобережная часть (Старый Город), которая несколько больше левобережной. Ужгород расположен на границе со Словакией.

Климат умеренно-континентальный, с жарким летом и мягкой зимой. Значительное влияние на климат города оказывает защищенность Карпатами от холодных ветров с севера.

Среднегодовая температура воздуха составляет 10,1 °С, наиболее низкая она в январе (минус 1,7 °С), наиболее высокая — в июле (20,9 °С).

Наиболее низкая среднемесячная температура воздуха в январе (минус 11,1 °С) зафиксирована в 1964 г., наиболее высокая (4,1 °С) — в 1936 г. Наиболее низкая среднемесячная температура в июле (17,6 °С) наблюдалась в 1902 и 1979 гг., наиболее высокая (23,6 °С) — в 1994 г. Абсолютный минимум температуры воздуха (минус 32,0 °С) зафиксирован 9-10 февраля 1929 г., абсолютный максимум (38,6 °С) — 15 июля 1952 г. В последние 100—120 лет температура воздуха в Ужгороде, равно как и в целом на Земле, имеет тенденцию к повышению. На протяжении этого периода среднегодовая температура воздуха повысилась примерно на 1,0 °С. Наибольшее повышение температуры произошло в первую половину года.

В среднем за год в Ужгороде выпадает 748 мм атмосферных осадков, меньше всего их в феврале и апреле, больше всего — в июне и июле.

Минимальное годовое количество осадков (443 мм) наблюдалось в 1961 г., максимальное (1134 мм) — в 1980 г. Максимальное суточное количество осадков (75 мм) зафиксировано в июне 1892 г. В среднем за год в городе наблюдается 156 дней с осадками; меньше всего их (9) в октябре, больше всего (18) — в декабре. Ежегодно в Ужгороде образуется снежный покров, однако его высота незначительна.

Относительная влажность воздуха в среднем составляет 73 %, наименьшая она в апреле (63 %), наибольшая — в декабре (84 %).

Господство феодально-крепостнических порядков тормозило развитие города и он в течение многих веков существовал как торгово-ремесленный центр. В 1154 годуарабский географ Идриси вспоминает о городе Гунквар, то есть Унгвар (именно так до XIX века назывался Ужгород) и описывает его как крупнейший торговый центр в северо-восточной части Венгерского королевства.

За время вхождения в австрийское королевство Габсбургов росла экономика Ужгорода, застраивается и левый берег реки. С 1793 года заработала лесопилка, действовавшая с помощью верхнебойного водяного колеса, мельница на 8 камней. Было налажено производство кирпича, черепицы, в центре города — пива. Открылись мануфактуры: суконная, спичечная и сукновальня фабрика, начала работать первая типография.

В 1886 году в городе начала работать мебельная фабрика «Мундус», продукция которой экспортировалась в ГерманиюИталиюФранцию​​. В 1897 году открылся металлообрабатывающий завод Козара. В городе действовали новая типография, кирпично-черепичный завод фирмы «Керамос», камнедробильный завод фирмы «Гранит», кафельная фабрика. Пищевую промышленность представляли несколько мельниц, маргаринный и водочный заводы. Лес, мебель, скот вывозили из Ужгорода железной дорогой в Центральную и Западную Европу. Ежегодно в городе проходили большие торговые ярмарки. Открылись первые банки — Ужгородский торгово-промышленный банк и Ужгородский народный банк.

В 1894 году снесены последние дома под соломенной крышей. Большинство центральных улиц были вымощены, для пешеходов приводили в порядок тротуары, устанавливалось ночное освещение. С 1897 года город имел телеграфную связь с Будапештом, а в 1902 году построена небольшая электростанция.

С 1923 года начались плановые работы по регуляции течения реки Уж в пределах города, построена гидроэлектростанция. Среди новостроек выделялся дом Земской управы (здание ОГА).

За советский период в Ужгороде в конце 50-60 гг. выросли приборостроительный, механический и машиностроительный заводы, фабрика бытовой химии, обновился мебельный комбинат. В 1976 году построен один из крупнейших в стране завод газотранспортных турбоустановок «Турбогаз». В 1979 году начато строительство одного из крупнейших в стране Ужгородского завода электродвигателей. В Ужгороде построены новые улицы, микрорайоны. Построены гостиницы «Ужгород», «Дружба», комплекс сооружений турбазы «Свитанок», гостинично-туристический комплекс «Интурист-Закарпатье».

За период реформирования экономики страны (с 1991 года) инфляционные процессы, разрывы производственных связей повлекли спад производства и практически остановку большинства промышленных предприятий города. На сегодняшний день происходит постепенное наращивание объёмов промышленного производства, товаров и услуг других отраслей экономики за счет активизации в городе предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Ужгород является важным экономическим центром области, обладает развитой бизнес-инфраструктурой поддержки предпринимательства. В городе сосредоточено 4358 объектов хозяйствования (25,4 % общего количества объектов области). Развитое предпринимательство. На 10 тыс. населения в городе приходится 164 малых предприятий при среднем показателе по области и по Украине — 60 единиц. Зарегистрировано 9,6 тыс. предпринимателей — физических лиц. Наибольшее количество субъектов предпринимательской деятельности юридических лиц осуществляют деятельность в торговле — 525 ед, в промышленности — 453, в строительстве — 128, операциями с недвижимостью занимаются 327, транспортные услуги оказывают 79 предприятий. В гостиничном и ресторанном бизнесе осуществляют деятельность 69 субъектов предпринимательской деятельности. В течение нескольких последних лет наблюдается ежегодный рост объёмов производства и реализации товаров и услуг.

Удельный вес города в общеобластном объёме реализованной продукции и оказанных услуг, включая малые предприятия, составляет 38 %. Наибольший удельный вес в общем объёме реализованной продукции, работ, услуг занимает оптовая и розничная торговля, торговля транспортными средствами и услуги по их ремонту — 75,2 %, промышленность — 14,5 %, строительство — 4,4 %, транспорт — 2,3 %, операции с недвижимостью — 1,5 %, гостиничный и ресторанный бизнес — 0,6 %, финансовая деятельность — 0,3 %. 3а три последних года активизировалось иностранное инвестирование. Поступление прямых иностранных инвестиций позволили создать новые совместные предприятия, а на ряде действующих провести модернизацию производства. Поступление прямых иностранных инвестиций в экономику города составили в 2002 году — 8,4 млн.$, за 2003—2004 годы — по 9,3 млн.$, за 9 месяцев 2005 года — 13,3 млн.$. По состоянию на 1 октября 2005 годазарегистрировано 186 предприятий с иностранными инвестициями, общий объём прямых иностранных инвестиций составляет 51,0 млн.$. На 1 жителя привлечено иностранных инвестиций на сумму 441,4 $ при среднем показателе по области 251,7 $. По видам экономической деятельности больше всего инвестиций направлено в развитие обрабатывающей промышленности (35,3 млн.$), торговлю и быт (8,8 млн.$), гостиницы и рестораны (2,3 млн.$) и строительство (1,4 млн.$). Инвестиционную деятельность в городе осуществляют инвесторы из 28 иностранных государств.

 местной экономике промышленность продолжает занимать ведущую роль, однако разрывы союзных производственных связей, экономический кризис отрицательно повлияли на развитие отрасли. Большинство промышленных предприятий города, в частности такие предприятия как завод «Турбогаз», «Ужгородприбор», «Большевик», «Электродвигатель», ПО «Тиса», Ужгородский фанерно-мебельный комбинат потеряли свой производственный потенциал. Если в 1990 году на промышленных предприятиях города работало 20,6 тыс. человек, то на сегодня, с учетом малых предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, около 7,0 тыс. человек. По объёмам производства промышленным комплексом города ещё не достигнут уровень1990 года (в 2004 году — 75,7 %). По объёмам реализации продукции в сопоставимых ценах наибольший удельный вес занимают отрасли: производство электрических машин и аппаратуры (28,3 %), машин и оборудования (14,9 %), производство мебели (19,4 %), легкая промышленность (17,8 %), пищевая промышленность (6,2 %), производство древесины и изделий из древесины (5,5 %). Легкая и машиностроительная отрасли работают в основном на давальческом сырье. Основные проблемы отрасли — это отсутствие инвестиций, утраченный внутренний рынок, изношенность и устарелость оборудования, неблагоприятная налоговая политика. К предприятиям, которые формируют наибольшие объёмы по городу и является бюджетообразующим относятся ООО «Гроклин-Карпаты» (пошив чехлов для сидений автомобилей), ООО «Матяш и Матяш», ООО «Завод Конвектор» (машиностроение), ОАО «Ужгородская швейная фабрика» (легкая промышленность), ЗАО «Скилур» (производство напитков), ООО «ФЦА Украина» (парфюмерная промышленность). На территории экономической зоны со специальным режимом инвестиционной деятельности (в которую не входит сам город Ужгород, но окресные сельские населенные пункты Минай, Розовка, Соломоново) действуют предприятия с иностранными инвестициями "Джейбил Серкит Юкрейн Лимитед" (производство комплектующих для электроники), "Язаки Украина" (производство схемных жгутов) и "Еврокар" (производство автомобилей марки Skoda), которые обеспечивают рабочие места значительному количеству населения Ужгорода и Ужгородского района.

Темп строительства общественных зданий значительно ускорил развитие сети дорог и транспортного движения Ужгорода.

Железнодорожное движение появилось во второй половине XIX ст. Первая железнодорожная линия вела к Чопу. Её строительство было начато в 1870 году на основе закона № XXVIII в направлении Ужгород — Ньиредьхаза. И уже в 1872 году был запущен в действие первый отрезок этой железной дороги Ужгород — Чоп. В течение1915-1916 гг. была построена первая узкоколейная железная дорога в направлении Ужгород — Анталовцы.

В настоящее время железная дорога обеспечивает надёжную связь Ужгорода с другими регионами страны, а также с Россией и с Евросоюзом. На юг отходит одноколейная электрифицированная линия на Чоп, по которой ходят пассажирские поезда на Львов через главный карпатский ход, а также электропоезда на Мукачевои дизельные поезда на Королёво/Солотвино. На север отходит одноколейная электрифицированная линия на Львов через Сянки/Самбор, по ней ходят электропоезда на Сянки/Волосянку, а также поезд Солотвино — Львов. Существует также одноколейная электрифицированная линия широкой колеи через границу на Кошице, но по ней осуществляются только грузовые перевозки.

Первый автобус по Ужгороду стал ходить в феврале 1923 года. Длина маршрута была около трёх км (его маршрут проходил через мост Пешеходный и площадь Театральную) и останавливался на этом пути в наиболее важных местах. Автобус мог перевозить сразу 30 чел. Сегодня в городе существует свыше 20 городских маршрутов. Однако, подвижной состав представлен практически только микроавтобусами.

Ужгород — единственный областной центр Украины, в котором отсутствует электротранспорт.

Сегодня на территории города находятся Железнодорожный вокзал станции «Ужгород», Большой и Малый автобусные вокзалы, а также Международный Аэропорт.

Кроме этого, в городе действовала до 2012 г. малая закарпатская железная дорога, построенная в 1947 году, которая объединяет центральную часть города (пл. Театральная) с парком Подзамковым.

В городе есть много памятников архитектуры — Ужгородский замок (известен с XI века), епископский дворец (1646), католический костёл в стиле барокко (17621767), ратуша (1810).

В 1930-х годах чешскими архитекторами был создан архитектурный ансамбль центра Ужгорода в формах, близких к конструктивизму.

В советское время город застраивался по генеральному плану, велось жилищное строительство, развивалось озеленение территории города, был выстроен ряд общественных зданий и памятников.

В городе работают Ужгородский университет, институты и училища, краеведческий музей, художественный музей, Закарпатский музей народной архитектуры и быта,ботанический садЗакарпатский областной украинский музыкально-драматический театр, кукольный театр, областная филармония (бывшая синагога), более 20 школ, гимназия, лицей, ряд храмов.



Просмотров: 730 | Добавил: borschaga | Теги: ужгород | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar